Майя Плисецкая и Родион Щедрин: балеты вместо букетов — Никогда ни о чем не жалейте вдогонку… — LiveJournal

РОДИОН ЩЕДРИН – КОРОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОРКЕСТРА imageБольшая музыка должна быть доступна большой аудитории – под таким девизом творит великий композитор второй половины XX столетия и современности Родион Щедрин. Никому из его современников не удалось так широко развить в своем творчестве тематику родной страны. Почти все его балеты и оперы написаны на сюжеты выдающихся писателей – Чехова, Гоголя, Набокова, Толстого, Лескова, а профессиональные музыканты называют Щедрина королем современного оркестра. С детства рядом с великими Творческая судьба композитора сложилась под влиянием семьи. Его отец – Константин Щедрин – имел абсолютный слух и уникальную способность запоминать imageмузыку после первого прослушивания. Однажды этот талант заметила приезжавшая в его родную Тульскую область знаменитая актриса Вера Пашенная. Она оплатила переезд парня в Москву, где он поступил в консерваторию. Так началась творческая династия Щедриных. Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года и музыкой был окружен с младенчества. Он с упоением слушал игру отца на скрипке. В 1941 году мальчика отдали в музыкальную школу при столичной консерватории, но тут грянула война и многие учебные заведения просто закрылись. В конце года семья эвакуировалась в Куйбышев (ныне Самара), где ему довелось познакомиться с великим Дмитрием Шостаковичем. Юному Родиону посчастливилось побывать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии композитора. А все благодаря тому, что отец Щедрина работал ответственным секретарем в эвакуированном Союзе композиторов под руководством Дмитрия Шостаковича. Кстати, тот нередко помогал Щедриным решать и возникающие бытовые трудности. Первые шаги в композиции При первой возможности Щедрины вернулись в Москву и снова отдали сына в музыкальную школу. А когда в столице открылось хоровое училище мальчиков, его первый директор, знаменитый хормейстер Александр Свешников пригласил Константина Щедрина преподавать историю и теорию музыки. Тот в свою очередь попросил принять в училище и Родиона. У юноши был превосходный слух и замечательный голос, поэтому с поступлением не возникло никаких проблем. Сочинение музыки учащимся не преподавали, но высокая подготовка позволяла им пробовать силы в музыкальной композиции. Александр Свешников поощрял своих воспитанников и разрешал сразу исполнять свои сочинения. Ученики имели возможность встречаться с виднейшими музыкантами того времени – Рихтером, Козловским, Шостаковичем, Гилельсом, Флиером и Гинзбургом. Преподаватели по фортепиано намеренно задавали разучивать произведения завышенной сложности. Благодаря этому после окончания училища Родион имел программу, которая была достойна настоящего концертирующего пианиста. Богатый студенческий опыт В 1950 году Родион Щедрин поступил одновременно на два факультета Московской консерватории. Фортепиано с ним занимался профессор Яков Флиер, а теоретико-композиторский класс вел профессор Юрий Шапорин. На занятиях начинающий музыкант овладел высоким искусством пианиста и существенно пополнил музыкальные знания. Родион настолько доверял Якову Флиеру, что всегда делал его первым слушателем сочиненных произведений не только в студенческие годы, но и позже. Щедрин интенсивно развивал в консерватории и свой невероятный интерес к фольклору. Ему удалось на своем творческом пути удивительно оригинально использовать народные музыкальные элементы, органично переплетая их с собственными композиторскими находками. Критики не раз отмечали, что в этом синтезе ему нет равных. Родион Щедрин состоялся как композитор еще в студенчестве после создания своего первого концерта для фортепиано. В консерватории это произведение посчитали слишком «формалистичным», но студенту повезло – один из профессоров посоветовал Союзу композиторов включить этот концерт в программу очередного партийного пленума. Родион блестяще исполнил свое сочинение, а вскоре получил письмо, в котором ему сообщали, что его – студента 4-го курса консерватории приняли в Союз композиторов. Это случилось даже без подачи им заявления. Композитор и балерина 1958 год стал в жизни Родиона Щедрина самым романтичным и поистине судьбоносным. Он создал семью с балериной Майей Плисецкой. Они впервые встретились за несколько лет до этого, когда в Москву приезжал звезда французского кино Жерар Филипп. Тогда он побывал в доме Лили Брик и встретился с творческой интеллигенцией, среди которой была Майя и Родион. Окончательно же Щедрина с Плисецкой свел балет «Конек-Горбунок». В 1958 году его решил поставить Большой театр. Там Родион смог увидеть Майю на репетиции. Плисецкая уже была довольно известной персоной, поэтому находилась под наблюдением КГБ. Сотрудники госбезопасности постоянно следили за возлюбленной Щедрина, но никакие агенты уже не могли их разлучить. К сожалению, детей в их семье не было. Такой была великая жертва искусству гениальной балерины. А балеты Щедрина для жены стали целой эпохой в культуре XX века. Новаторские эксперименты Родиона Щедрина В бурные 1960-е годы Родион создал самое знаковое свое произведение – балет «Кармен-сюита», также он впервые обратился к опере, затем написал серию концертов для оркестра, сочинил две крупные оратории и наиболее масштабное творение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги. Параллельно Родион Константинович выступал как пианист и преподавал в Московской консерватории. В 1966 году Щедрин решился на эксперимент, который по смелости превосходил все в музыке советского периода. Владея особой техникой музыкальной композиции, он задумал во Втором концерте для фортепиано сочетать ее с диаметральной противоположностью – мелодиями джазовой импровизации. Нужно заметить, что Союз композиторов не поддерживал ни первое, ни второе, но объединение двух направлений создало такой кричащий контраст, что он вызвал самые жаркие споры коллег. Время доказало правоту Родиона Щедрина. Его Второй концерт стал классикой, вехой в истории музыки. А сама использованная им техника музыкальной полистилистики стала трендом, веяньем времени. Гражданская позиция Принципиальность и высокие человеческие качества проявлял Родион Щедрин и в общественной жизни. В 1968 году он вместе с Константином Симоновым и Александром Твардовским отказался ставить подпись на письме в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Тогда радиостанция «Голос Америки» стала регулярно сообщать об этом факте, называя имена неподписавшихся. В итоге Родиону Щедрину пришлось пойти на компромисс и создать ораторию «Ленин в сердце народном», подобно тому, как в свое время Дмитрий Шостакович написал «Песнь о лесах». Хотя Родион Константинович никогда не вступал в КПСС. Несмотря на его общественную позицию, в 1973 году Щедрина избирают председателем Союза композиторов РСФСР. На эту работу его благословил основатель Союза Дмитрий Шостакович. На высоком посту Щедрин проработал почти 20 лет. И то, что такую огромную композиторскую организацию так долго возглавлял серьезный композитор-новатор, сыграло весьма прогрессивную роль. Он часто лично помогал другим композиторам, дирижерам и музыкантам. Не многие знают, скольким отверженным молодым дарованиям помог Родион Константинович. Верная муза Щедрина Тем временем он продолжал творческое сотрудничество со своей обожаемой женой. Майе Плисецкой он посвятил балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». она всегда говорила, что по отдельности их просто бы не существовало как личностей. Значительным событием в музыкально-театральном направлении работы Щедрина была опера «Мертвые души» по Николаю Гоголю. Композитор в очередной раз придумал новшество – заменил скрипки оркестра камерным хором, а на сцене как бы расслоил оперу на «народную» и «профессиональную». Наступившая в СССР перестройка круто изменила жизнь советской творческой интеллигенции и открыла ей невиданные возможности – заключение контактов за рубежом. Воспользовались этим и Родион Щедрин с Майей Плисецкой. В 1988 году они участвовали в советско-американском фестивале «Делаем музыку вместе». Волнующие темы К 1000-летию принятия христианства на Руси Родион Щедрин создал сочинения, которые показали его истинное отношение к этой теме. Он был внуком священника и сам в детстве крещеный, поэтому написал сначала произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси», а затем «Запечатленный ангел». В конце 1980-х годов Щедрин все больше и больше начал получать творческих предложений из-за границы. Композитор отвечал созданием музыки на любимую русскую тематику, распространяя родную культуру по всему миру. Существенные перемены в жизни семьи Щедрина и Плисецкой настали с распадом Советского Союза и образовании нового государства. Развалившаяся экономика и возникшие материальные проблемы стали явной угрозой творчеству двух титанов культуры. Тогда Родион Константинович принял решение уехать в Германию, а Майя Михайловна, конечно же, последовала за ним. Там он много писал, публиковал и ставил. Также они купили дачу в Литве и получили литовское гражданство. С тех пор их жизнь была разделена между тремя странами. Фестивали в честь Щедрина К 65-летию Родиона Щедрина во Франции, Финляндии, Германии и России прошли фестивали его музыки. 70-летний юбилей композитора отметили фестивалем в Москве и Санкт-Петербурге. Эти мероприятия продемонстрировали актуальность его творчества и тот неиссякаемый потенциал, который есть у великого Щедрина. В это же время в Карнеги-холле состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра под названием «Диалоги с Шостаковичем», а в Нью-Йорке прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова. Композитор заряжает свою музыку такой невероятной жизненной силой, которую, быть может, не смогло в полной мере дать искусство ушедшего века. Именно поэтому столь велик в мире отклик на его музыкальные дары. При жизни Родион Щедрин стал классиком мировой музыки. ФАКТЫ В творческом наследии композитора – пять балетов, шесть опер, один мюзикл, три симфонии, пять фольклорных произведений, многочисленные концерты, симфонические этюды, а также вокальные сочинения, музыка для кинофильмов, фортепианные пьесы и многие другие сочинения. *** 2 мая 2015 года перестало биться сердце самого дорогого человека в жизни композитора – любимой Майи. Она завещала соединить свой прах с прахом мужа после его смерти и развеять над Россией. Родион Щедрин обновлено: Апрель 10, 2021 автором:

Родион Щедрин

Большое видится на расстоянии и давать оценки искусству современников всегда сложнее, чем тем, кто отдалился от нас на года и даже столетия. Сегодня Родион Щедрин практически единственный крупный российский композитор, широко известный за пределами страны и занимающий место в центре мировой музыкальной культуры. Не примкнув ни к каким общепризнанным стилям и направлениям, он имеет свой музыкальный образ, в основе которого русское искусство – как классическое, так и народное.

Краткую биографию Родиона Щедрина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

Краткая биография Щедрина

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье, где музыка была не просто развлечением, а одной из основных составляющих жизни. Отец Родиона и его дяди собирались в трио «Оркестр братьев Щедриных» и часто устраивали домашние концерты. Родители пытались заинтересовать сына музыкой, и Родион выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу (ЦМШ).

Однако началась война, отец ушел в ополчение, а Родя с мамой были эвакуированы в Куйбышев. После возвращения в Москву мальчик начал учебу в ЦМШ, откуда не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Его дядя, крупный ученый, имевший вес и связи, разыскал племянника, успевшего уже добраться до Кронштадта, и вместе с товарищем по побегу Родиона в арестантском вагоне доставили домой. Хулигана и непоседу родители решили отправить в ленинградское Нахимовское училище. Но в то же время возобновился набор в Московское хоровое училище, куда Константин Михайлович устроил сыну прослушивание. Родиона приняли, 6 лет он жил в музыкальном интернате с полуармейской дисциплиной. Но именно в этом суровом мужском коллективе юный шалопай понял, что его будущее – в музыке. В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский, 9 лет спустя закончил и аспирантуру.

В 1955 году Родион в гостях у Лили Брик познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Несколько лет спустя они встретились в Большом театре, работая над балетом «Конек-горбунок», и в октябре 1958 года поженились. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения. 

В 60-е Щедрин преподавал на композиторском факультете Московской консерватории. С 1973 по 1990 работал председателем правления Союза композиторов СССР, был Депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета СССР. Имеет звания почетного профессора нескольких консерваторий. С 1990-х годов проживает в Мюнхене.

Годы творчества Родиона Щедрина

Свою первую композиторскую награду Щедрин получил еще в хоровом училище из рук А.И. Хачатуряна в 1947 году. Однако уже через год после постановления о композиторах-формалистах, в числе которых был упомянут и Хачатурян, некоторые педагоги училища причислили музыку молодого сочинителя к порицаемому искусству.

К моменту окончания аспирантуры у Щедрина были уже написаны фортепианные и хоровые сочинения, Концерт №1 для фортепиано с оркестром, Симфония №1 для большого симфонического оркестра. Премьера первого концерта прошла в Варшаве и была встречена неоднозначно. Включение в классическое произведение народных частушек посчитали необоснованной дерзостью. Но уже в одном из самых первых произведений Щедрин заявил о себе как о композиторе, творчество которого базируется на русской культуре.

Исполнение первого концерта позволило ему даже без заявления стать членом Союза композиторов, а Д.Д. Кабалевский рекомендовал его Большому театру для написания балета «Конек-Горбунок». Начиная работу над балетом, он и не предполагал, какое судьбоносное произведение создает в начале карьеры. «Конька» заказал Большой театр, и балетмейстер Александр Радунский пригласил композитора на занятие в балетный класс, чтобы ближе познакомить Щедрина с особеннностями этого вида искусства. На занятии Родион увидел ту самую Майю Плисецкую. Однако премьеру в 1960 году танцевала Римма Карельская, поскольку Плисецкая накануне травмировала колено.

В 1961 году была поставлена первая опера Щедрина «Не только любовь», которую сам автор назвал «колхозным «Евгением Онегиным»». Откровенная тема женской тоски по любви, говорившая с высокой сцены простым языком частушек, вызвала недоумение властей: после 4 представлений спектакль закрыли. Почти 10 лет композитор работал над «Мертвыми душами», попытавшись перенести на сцену не только историю похождений Чичикова, но и лирико-философские страницы поэмы. Желание написать эту вещь было так велико, что он делал это только для себя – сам подготовил либретто, не договаривался ни с театрами, ни с режиссерами. Но как только культурная общественность узнала об окончании работы над произведением композитору не удалось утаить свое детище. Предложение поставить работу на сцене приходило и от режиссеров, и даже от министра культуры. Премьеру в Большом театре готовил Борис Покровский, на репетиции из Ленинграда ездил Юрий Темирканов, которому Щедрин доверил работу с оркестром. Премьера прошла 7 июня 1977 года с оглушительным успехом. Композитору удалось соединить, казалось бы, несоединимое – додекафонию с русской песней, оперу буффа с речитативами и плачем. В оркестре не нашлось места скрипкам – их партии отданы женскому хору, а по сцене ходят 32 героя и у каждого свое музыкальное лицо. Через год Темирканов перенес постановку в Кировский театр. «Мертвые души» сошли со сцен в середине 80-х, долгое время нигде не исполнялись, пока в 2012, юбилейном для их создателя году, не были вновь открыты зрителю Мариинским театром в постановке Василия Бархатова.

В 90-е родилась «Лолита» по Набокову и 4 оперы — в 21 веке: «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка». Премьеры двух последних прошли в Мариинском театре, для которого и были написаны. История «Очарованного странника» также тесно связана с Мариинкой – именно Валерий Гергиев принял решение ставить спектакль по этому произведению, которое было создано для исполнения в зале Нью-Йоркской филармонии. Гергиева многие отговаривали от постановки, однако концертная версия переросла в сценическую, с 2008 года находящуюся в регулярной афише Мариинского театра. «Боярыня Морозова» — опера-оратория, которая с момента московской премьеры 2006 года так и не получила театрального воплощения.

 

«Кармен-сюита» появилась на свет благодаря стремлению и упорству Майи Плисецкой, которая хотела станцевать Кармен и даже сама написала либретто балета. Первым композитором, к которому она обратилась, был Д.Д. Шостакович, но тот сомневался, что сможет написать музыку, способную конкурировать с работой Бизе. А Хачатурян, которому балерина рассказала о замысле, спросил: «Зачем вы просите меня, у вас же дома есть композитор». Этот совет вкупе с необходимостью написать балет за 20 дней позволил взяться за музыку Родиону Щедрину. Опираясь на то, что в Большом театре были сильные группы струнных и ударных, он создал партитуру балета с этими солирующими инструментами, без духовых, обработав и скомпилировав соответствующим образом музыку Бизе. Балет вышел на сцену 20 апреля 1967 года. Последующие 25 лет никто кроме Плисецкой не танцевал Кармен, и с окончанием карьеры великой балерины образ, казалось, ушел в вечность. Только в 2005 году Большой театр решился на возобновление постановки, на подготовку которого пригласил хореографа А. Алонсо. В 2010 балет поставил и Мариинский театр, предложив две версии Кармен в исполнении крупнейших танцовщиц современности – Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой.

Тогда же в конце 60-х Щедрин и Плисецкая принимают участие в создании кинофильма «Анна Каренина» в качестве композитора и актрисы (роль Бетси Тверской). Майя Михайловна поняла, что эта история очень пластична, ее можно перенести на язык танца. За творческой поддержкой композитор обратился к своему великому предшественнику, П.И. Чайковскому, который, как он считал, «понимал» Толстого, будучи его современником, дыша с ним одним воздухом. Именно поэтому одним из лейтмотивов Анны стала тема из Второго струнного квартета Чайковского. Через сопротивление худсовета балет вышел на сцену Большого театра 10 июня 1972 года, его партитура получила высокие оценки критики и профессионального сообщества. За годы сотворчества со своей великолепной супругой родилось на свет еще два балета по чеховским произведениям: «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), оба в Большом театре, автором хореографии и исполнительницей главных партий выступила сама Плисецкая.

Через все десятилетия творчества Щедрина красной нитью проходят частушки – эти короткие народные припевки он использовал в опере «Не только любовь», концерте для оркестра «Озорные частушки». В 1983 году к 300-летию Баха Щедрин создал «Музыкальное приношение» в честь великого коллеги, произведение для органа, флейт, фаготов и тромбонов длительностью исполнения более 2 часов. С конца 80-х Щедрин работает и по заказу из-за рубежа. После отъезда в Германию из-под его пера стало появляться больше концертов для солирующих инструментов с оркестром.

В 2019 году в Мариинском театре прозвучала «Месса поминовения» — хоровое сочинение с посвящением: «Майе Плисецкой – Вечная память».

Интересные факты

  • Одним из величайших композиторов современности Родион Константинович считал Леонарда Бернстайна. Фотография с ним – единственная в доме Щедрина, на которой нет Майи Михайловны.
  • В основу своих крупных произведений Щедрин кладет творчество русских писателей и поэтов – Толстой, Чехов, Пушкин, Лесков, Маяковский, Вознесенский, а также народные сочинения, частушки и сказки.
  • Если бы Родион Константинович смог взять на необитаемый остров только одну партитуру, это было бы «Искусство фуги» Баха.
  • Щедрин написал музыку к нескольким фильмам А. Зархи, но последняя совместная работа «Анна Каренина» их развела — музыка к фильму по воле режиссера была значительно урезана, что привело к конфликту.
  • Опера «Левша» была написана к открытию второй сцены Мариинского театра и 60-летию Валерия Гергиева.
  • Большой временной разрыв сопровождает не только оперы, но и симфонии композитора – вторая была написана в 1962 году, а третья, имеющая название «Лица русских сказок» — в 2000.
  • В состав оркестра оперы «Очарованный всадник» введены несимфонические инструменты — гусли и балалайка.
  • Щедрин признается, что всего несколько раз вносил изменения в законченные партитуры. Один из них – по рекомендации жены.
  • Оперы Щедрина исполняются около 30 раз за театральный сезон.
  • Мариинский театр – единственный в мире, в котором были поставлены на театральной или концертной сцене все оперы и балеты Щедрина, кроме «Лолиты», «Чайки» и «Дамы с собачкой».
  • Премьера оперы «Лолита» состоялась в Стокгольме на шведском языке из-за ограничений правообладателя наследия Набокова. Дирижировал спектаклем М. Ростропович.
  • Для написания музыки Щедрину нужны стол, партитурная бумага и тишина – без инструмента.
 

Музыка Щедрина в кино

В 1957 году журнал «Советский экран» признал фильм «Высота» А. Зархи лучшим фильмом года. Музыку к картине и едва ли не самую известную советскую кинопесню 20 века «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») написал 25-летний Родион Щедрин.

Его музыка также звучит в картинах:

  • «Коммунист», 1957 год, режиссер Юлий Райзман
  • «Люди на мосту», 1959 год, режиссер Александр Зархи
  • «Нормандия – Неман», 1959 год, режиссер Жан Древиль
  • «А если это любовь?», 1961 год, режиссер Юлий Райзман
  • «Анна Каренина», 1967 год, режиссер Александр Зархи

«Я хотел бы быть вечно с моей женой» — трижды ответил Родион Щедрин на вопрос о том, каким были бы его желания, если бы он мог исполнить любые. Великий композитор еще и герой красивой истории любви, одного из самых крепких супружеских союзов. С 2015 года композитор совершает земной путь в одиночестве, и единственное произведение, написанное им за этот период, создано в память о его музе.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Родион Щедрин

Эта пара сохраняла свое постоянство в любви и браке более сорока лет. Их объединяла не только любовь друг к другу, но и страсть к общему делу — музыке. И это еще один яркий пример взаимоотношений мужчины и женщины, когда общие профессиональные интересы не разваливают брак, а прочно скрепляют его.

Композитор Родион Щедрин родился в 1932 году в московской семье. Его отец был историком музыки и музыковедом. Свои детские годы Родион провел в деревне под Тулой, у дедушки-священника. Мама Родиона была домохозяйкой, но в войну в эвакуации сам Шестакович хлопотал за нее, и устроил работать в гардероб в Большой театр (который тоже находился в эвакуации), чтобы ни она, ни Родион не умерли с голоду, а имели хоть минимальные возможности к существованию.

По возвращении в Москву Родион поступает в Центральную музыкальную школу при консерватории. В 1943 году по зову сердца бежит на фронт. Его поймали по дороге и вернули домой. Отец Родиона вынужден отдать его в хоровой интернат, чтобы повысить дисциплину сына и приобщить его к музыке.

Родиону Щедрину 7 лет

В 1947 году к Родиону пришел первый успех — он стал победителем на конкурсе юных композиторов в музыкальном училище. Затем была учеба в консерватории, его дипломная работа получила признание на фестивале в Варшаве. Свой первый успешный опыт Родион закрепил вдохновенной работой над музыкой к балету «Конек-горбунок».

Майя Плисецкая старше Родиона на семь лет, однако разница в возрасте не стала препятствием для развития их любви. Она тоже родилась в московской интеллигентной семье в 1925 году: отец — крупный руководитель на угольных рудниках, мать — актриса немого кино.

Маленькая Майя

Несколько лет семья Плисецких в связи с особенностями работы отца прожила на мысе Шпицберген, где Майя однажды чуть на замерзла насмерть. Она пробиралась к дому на лыжах через сугробы, сильно устала в пути и присела передохнуть. Сон быстро завладел утомленным ребенком, и Майя уснула прямо на лыжах. Снег засыпал ее. Уже полузамерзшую, девочку раскопала в сугробе домашняя овчарка Як, которая почувствовала запах хозяйки.

В 1934 году семья Плисецких вновь вернулась в Москву, где Майю отдали учиться танцам. Вскоре родители Майи попали в новую волну репрессий, прокатившихся по стране, и Майю взяла к себе на воспитание тетка, а брата Сашу забрал брат матери. В 1941 году танцевальная карьера Майи оказалась под угрозой из-за начавшейся войны с фашисткой Германией. И ей снова пришлось пуститься в переезды в связи с эвакуацией.

В 1943 году она все же выпустилась из хореографического училища. И ее сразу зачислили в труппу Большого театра. С будущим мужем Майя впервые встретилась в 1949 году. Тогда в парке на обычной уличной эстраде с Майей произошла необычная ситуация, в которой она повела себя достойно, как настоящий профессионал. Во время ее выступления на сцене хлынул ливень, взорвались все лампочки на рампе, музыканты, сопровождавшие выступление молодой балерины, в испуге разбежались со сцены, и лишь непоколебимая Майя продолжала танцевать партию лебедя. Публика следила за ее выступлением с восторгом и наградила артистку громкими аплодисментами. Среди зрителей находился и молодой композитор Родион Щедрин, который тоже был покорен поступком Майи.

Майя и Родион

Потом Майя и Родион еще раз случайно встречались у Лили Брик, но окончательное их знакомство произошло в 1958 году, когда Родион позвонил Майе и попросил ее разрешения посетить одну из ее репетиций.

Их романтические отношения продолжились в Карелии, где влюбленная пара жила на природе, в домике без удобств, посреди лесной чащи. Майя была невыездной балериной, и гастроли в Париж она заменила удовольствиями первобытной жизни. Из Карелии они с Родионом поехали в Сочи на легковушке Родиона. Оттуда Плисецкая вернулась беременной и вскоре приняла решение не рожать ради балетной карьеры. Радион был против, он хотел стать отцом, однако он не сумел переубедить Майю и смирился с ее решением.

2 октября 1958 году пара зарегистрировала свой брак официально. Этому событию поспособствовали и политические условия вокруг имени Майи. Министр культуры Екатерина Фурцева сказала известной балерине напрямую, что если та выйдет замуж официально, власти начнут ей больше доверять.

Майя и Родион

И в истории со штампом в паспорт Родион тоже занял позицию «против», но ради интересов своей музы и возлюбленной он поступился своими взглядами на брак и принципами мужского свободолюбия. На свадьбу молодым подарили шикарный подарок — отдельную двухкомнатную квартиру на проспекте Кутузова.

Любовь известного композитора, его поддержка и готовность идти ради ее интересов на уступки, окрыляли Майю. Она могла полностью посвятить себя танцу и эти обстоятельства позволили ей достигнуть в своей профессии небывалых высот. Родион писал ей новый репертуар, и это давало ей преимущество перед другими артистками, и позволяло подниматься каждый раз на более высокие ступени в творчестве. С его легкой композиторской руки она станцевала «Конька-горбунка», «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой», «Кармен».

Майя и Родион

На юбилейном вечере Майе Плисецкой лично президентом России был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Большому театру Майя Плисецкая отдала 50 лет своей жизни, счастливых и плодотворных лет, и все эти годы, по мнению самой балерины, ее выдающийся муж, композитор Родион Щедрин, был в тени прожекторов ее успеха.

Майя и Родион

Сам композитор в одном из своих интервью назвал себя счастливым человеком, так как испытал в жизни и встречу с большим искусством, и настоящую любовь, которая преображает человека. Также Родион Щедрин подчеркнул, что если бы он не встретил в своей жизни Майю, то продолжал бы искать ее всю свою жизнь.

Статья опубликована в выпуске 4.03.2017 Обновлено 22.07.2020 Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Родион Щедрин
С супругой Майей Плисецкой, 2009 год.
Основная информация
Место рождения

Москва, СССР

Страна

СССР

Родио́н Константи́нович Щедри́н (р. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и российский композитор и пианист, педагог.

Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).

Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Биография

Родился в Москве, в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой) (1908—1999)

Первым учителем музыки Р. К. Щедрина стал его отец Константин Михайлович, который родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине под Тулой. Он был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.

Музыкой Р. Щедрин был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

Продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым.

В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).

В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).

В 1965—1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

В 1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Р. Щедрин имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это в основном были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году из россиян получили литовские паспорта первыми.[1]

После смерти Майи Плисецкой 2 мая 2015 года было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией[2].

Семья

  • Отец — Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель.
  • Мать — Щедрина Конкордия Ивановна (урождённая Иванова).
  • Супруга — Плисецкая Майя Михайловна (1925—2015), прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.

Сценические произведения

Балеты

Previous Entry | Next Entry

Майя Плисецкая и Родион Щедрин: балеты вместо букетов

История знает массу случаев, когда встреча двух талантливых людей разжигает искру страсти и яркий, но весьма непродолжительный роман. Но случается, что встречаются два невероятно талантливых человека, которых объединяют не только пылкие чувства, но и общие жизненные увлечения, близкие взгляды на жизнь. Это встречи на всю жизнь. Именно такой и стала встреча балерины Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Они встретились, чтобы больше не расставаться. Их семейный и творческий союз просуществовал почти шесть десятилетий, подарив миру настоящие шедевры мирового искусства, которые признаны мировым достоянием. Майя Плисецкая на сцене. Шел 1955 год. Гостиная неординарной женщины Лили Брик, на тот момент супруги Василия Катаняна, был полна людей. Среди приглашенных на музыкальный вечер оказались молодой композитор Родион Щедрин и талантливая балерина Майя Плисецкая. Развлекая гостей, Щедрин сел за инструмент и проникновенно исполнил несколько вещей. Плисецкая пришла на вечер немного развеяться, она переживала развод с мужем (брак продержался всего три месяца). Родион Щедрин за роялем. Ее впечатлило великолепное исполнение произведений Шопена и «Левого марша». Но в тот день Купидон, похоже, забыл лук и стрелы — балерина обратила внимание на талантливого музыканта, но не более того. После окончания вечера Щедрин предложил подвезти домой французскую пару и заодно пригласил в автомобиль понравившуюся рыжеволосую балерину. Хитро выбрал маршрут, чтобы высадить Плисецкую последней. На прощание балерина обратилась с просьбой к новому знакомому привезти для работы ноты мелодии из фильма «Огни рампы». Майя Плисецкая и Родион Щедрин: это любовь! Щедрин с радостью выполнил заказ Плисецкой, но с новым танцем ничего не вышло. Композитор обиделся и даже отказался прийти на день рождения балетной примы. Следующая встреча состоялась только через три года. Разумеется, они, как люди, вращающиеся в искусстве, эпизодически встречались, здоровались и расходились. Щедрин обращал внимание на элегантно одетую Балерину, появлявшуюся в сопровождении ухажеров, но роман как-то не складывался. Супруги за работой. 1958 год. Популярному композитору Родиону Щедрину руководство Большого театра заказало написать музыку к новому балету «Конек-горбунок». Работа предстояла серьезная, маэстро нужно было вдохновение. И тогда хореограф Радунский пригласил композитора прийти в Большой театр и посмотреть на репетиции балерин. Заглянув утром в балетный класс, Щедрин увидел у балетного станка Майю, на балерине было обтягивающее трико, подчеркивающее ее прекрасную фигуру и грациозность, и влюбился. Позже композитор вспоминал, что был поражен красотой балерины, ее стройностью, шикарными волосами и проникновенным взглядом. Восхищенный музыкант предложил балерине прогуляться, Плисецкая согласилась. Начался роман длиною в полгода. После спектакля. Они встречались, он посещал все ее выступления в Большом театре, а по окончанию увозил на машине домой. В то время Плисецкая переживала не самое лучшее время. Ей инкриминировали шпионскую деятельность, за ней постоянно следили люди в штатском. Временами балерина была не грани морального срыва. Щедрин решил, что сейчас любимой женщине нужна поддержка и крепкое мужское плечо, и увез ее в отпуск в Карелию. По возвращению они отправились в ЗАГС и расписались 2 октября 1958 года. Во время росписи работница Дворца бракосочетаний пожелала брачующимся «состариться на одной подушке». Плисецкая и Щедрин в полной мере исполнили это пожелание. И музыка в подарок! Роман, начавшийся в стенах Большого театра, длился пятьдесят семь лет. И все эти годы музыка, балеты, взаимопонимание и большая любовь. Многие свои произведения Щедрин писал специально для жены и предпоносил ей в качестве подарков, а она блистала в партиях, написанных для её мужем. Мы вечная нежность друг друга. Разумеется, композитор преподносил своей жене цветы, по особым случаям и в дни совместных дат, но больше всего Плисецкая любила слушать новые произведения мужа. А для него самым лучшим подарком были ее потрясающие танцы и бесконечное внимание. Они идеально подходили друг другу и подходили друг другу и в творчестве и в жизни. Плисецкая всегда отличалась непростым характером, но при этом была отходчивой. А Щедрин всегда был терпелив и внимателен к жене. В одном из интервью Щедрин сказал, что секрет их долгой и счастливой семейной жизни заключался в общем деле, интересах и в отсутствии времени на ненужные споры и обиды. Вместе через годы. Настал день, когда великая балерина Майя Плисецкая покинула этот мир, оставив завещание: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией». Майя Плисецкая и Родион Щедрин: всегда вместе. via Buy for 50 tokens Journal information Current price50 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake50 LJT View all available promo Стивен Хокинг: Прошлое — это вероятность 1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Profile

Ирина

Latest Month

July 2021
S M T W T F S
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

View All Archives

Links

  • Дизайн ЖЖ — от Harmful_viki

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+3]
  • : (no subject) [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий